Статьи

Сергей Караганов, Иларион «Митрополит Волоколамский Иларион: Европа как цивилизация может погибнуть без духовно-нравственных ценностей. «

9 апреля Две тысячи шестнадцать годагостем передачи Церковь и мир, которую на телеканале Россия-24 ведет председательОтдела внешних церковных связейМосковского Патриархатамитрополит Волоколамский Иларион, стал декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики С.А. Караганов.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу Церковь и мир.

В нашей передаче мы продолжаем обсуждать темы, затронутые в Совместном заявлении Патриарха Столичного и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, подписанном Двенадцать февраля. В заявлении, а конкретно, говорится: Процесс европейской интеграции, начавшийся после веков кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу других религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы слиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, чтоб Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.

Что это за душа Европы? О каких христианских корнях идет речь? И почему было необходимо сделать такой призыв к фаворитам Европы? Об этом мы побеседуем на данный момент. У меня в гостях российский политолог, экономист, декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Сергей Караганов.

Здравствуйте, Сергей Александрович!

С. Караганов: Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство!

Это заявление очень уместно, хотя оно и несколько запоздало, ибо его нужно было сделать ранее. И слава Богу, Патриарх и Папа повстречались и сделали такое заявление. Дехристианизация Европы, которую мы все на данный момент смотрим, показывает, что Европа практически опровергает саму себя. Естественно, секуляризация в Европе началась давно, но официально это вышло, наверное, лет 12-14 назад, когда Европейский союз, пытаясь выработать свою Конституцию, отказался от упоминания христианских корней.

Должен признаться, этот факт шокировал меня. Я как человек русский и стремившийся, чтобы Россия возвратилась к своим европейским корням (все-таки корни нашей цивилизации в Европе и в христианстве), считал, что это само собой разумеющееся. И до того времени даже не очень обращал внимание на такую тенденцию, но когда начались дебаты Для меня это означало, что Европа опровергает свою суть.

Митрополит Иларион: В то время, когда проходили дебаты вокруг Конституции Евро союза, я занимал должность представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. И когда появился 1-ый драфт Конституции, то, естественно, он шокировал многих, ибо в преамбуле этого международного договора говорилось, что Европа строит свое бытие на греко-римском наследии и на принципах гуманизма. Эти две составляющие были упомянуты, но при всем этом была проигнорирована вся двухтысячелетняя история христианской Европы.

Естественно, тогда мы много говорили об этом, не только наше представительство, ну и католики, и протестанты, но так и не были услышаны. Игнорирование христианских корней, которое было заложено в европейский конституционный договор, сейчас происходит на практике. И похожая позиция европейских победителей была совершенно осознанной.

С. Караганов: Европейские побкдители отрываются от собственных обыденных европейских корней. Мы в некоторый мере были оторваны от их против воли так же, как были оторваны и от христианства, и от многого из того, что нас объединяет. В Европе все происходит на уровне элиты, происходит добровольно.

Во всем этом я вижу одну из событий ужасного многоуровневого кризиса, охватившего сейчас Европейский союз, который неизбежно приведет его к глубочайшей трансформации. Я надеюсь, что он не приведет к распаду, потому что, все же, исходя из убеждений моей профессии, условно говоря, экономики, геополитики, Европейский союз на пути развития населения земли был продвижением к чему-то более цивилизованному и мирному.

Я не представляю себе, как европейцы могут говорить о том, что являются наследниками Просвещения, но при всем этом забывать, что в центре всего Просвещения стояла религия.

Как можно, не зная Евангелия, обдумывать картины великих мастеров? Я был русским человеком и прочитал Библию, Евангелие уже в достаточно зрелом возрасте, и до сих пор считаю крупнейшим провалом в своей жизни, что я не очень отлично понимаю язык картин великих живописцев и русских, и европейских эпохи Возрожения. Как можно жить без этого?

Митрополит Иларион: Меня в силу моей, как Вы выражаетесь, проф принадлежности еще меньше интересует будущее Евро союза как политического альянса, нежели будущее тех народов, которые населяют европейский континент. Естественно, говоря о христианских корнях Европы, мы не только обращаемся к истории или культуре, или к тому, что очевидно для всякого, кто приезжает в Европу, когда ты просто идешь по улице и видишь, например, христианские храмы.

Христианские мотивы в живописи, в музыке, в поэзии, в европейской литературе все это не только наследие прошедшего. Когда мы говорим, что необходимо вернуть Европе ее душу, то, поначалу, имеем в виду те нравственные и духовные ценности, которые дало Европе христианство, ведь непосредственно они в протяжении 2-ух тысяч лет служили основой для развития европейской цивилизации. И сейчас мы видим, как сознательный отказ от этих ценностей ставит Европу перед той чертой, перейдя которую она может погибнуть как цивилизация, как цивилизационное и духовно-нравственное общество людей, чья жизнь строится на похожих ценностях.

С. Караганов: Это очевидно. Я не делю миропонимание тех, кто говорит, что Рубикон перейден. Считаю, что возвращение, хотя бы частичное, может быть.

Европа прекращает быть Европой. Трагическая, драматическая история российского сближения с Европой заключалась в том, что 30-40 лет назад, когда у нас было запрещено христианство и формально была запрещена демократия, мы вожделели идти этим способом. Мы и сейчас движемся в этом направлении, восстанавливая свои христианские корни, и, естественно, спасибо Русской Православной Церкви за это. Но мы узрели, что Европа ушла куда-то в сторону и стала существенно проигрывать в мировой конкуренции. Уже не говоря о том, что Европа не имеет возможности сопротивляться внешнему воздействию, в том числе исламу. Ислам в европейской истории, науке и культуре сыграл огромную позитивную роль, но сейчас эта роль негативна, а сопротивляться европейцы не могут и не хотят. Но будем надежды, что это аберрация.

Митрополит Иларион: Вы напомнили о российском времени. Удивительно, что сейчас, условно говоря, русская цивилизация и европейская поменялись в каком-то смысле ролями. Российский Союз был государством официального городского атеизма, тогда как Запад всеми нами воспринимался как христианский регион. Мы слышали голоса таких проповедников, как отец Александр Шмеман по Радио Свобода, как митрополит Антоний Сурожский по радио Би-би-си. Мы слушали радио Ватикана, которое глушили наши российские глушилки

Сейчас все напротив: у нас возрождается вера, Церковь, строятся новые храмы, открываются монастыри, духовные учебные заведения, а на Западе происходит постепенное снижение религиозности, закрываются храмы, некоторые храмовые строения просто продаются. Секуляризм и атеизм фактически стали официальной идеологией Западной Европы. Естественно, Церковь не является пока гонимой в той степени, в какой была у нас в российское время, когда взрывали и уничтожали храмы. Но

идеология современной секулярной Европы практически исключает Церковь и религию из общественного места, другими словами вы можете быть религиозным как личное лицо, но ваша религиозность никак не должна сказываться на вашей общественной роли, на вашей проф деятельности. И религия сводится просто к хобби, увлечению определенных людей.

С. Караганов: Это подрывает, в том числе, и позицию многих европейских элит в глазах важной части населения. Происходит разрыв меж большинством населения и элитой.

Приведу обыденный пример. В Германии ведущие партии христианско-демократическая и христианские социалисты всегда подчеркивали свою общность с Церковью и с верой. Сейчас они отошли от этого и в конечном итоге происходит то, что происходит. Я надеюсь, что европейские общества восстанут, в положительном смысле этого слова, против навязываемой им демократии как новой религии. Я считаю, что права человека должны усиленно защищаться и у нас, и по всему миру, но этими псевдоновыми религиями мы не можем поменять той морали, которая воспитана в нас на базе христианской веры.

Митрополит Иларион: Я склонен согласиться с Вами в том, что Европа еще не перешла Рубикон. Более того, считаю, что история развивается не линейно, а циклично. В российское время многие были убеждены, что религия это пережиток прошедшего, ибо нам навязывалась похожая идеология. И вдруг мы узрели, как религия из пережитка прошедшего стала вновь актуальной, живой, духовно-нравственной силой, которая вдохновляет миллионы людей.

Я глубоко верю в то, что религиозное возрождение, в том числе христианское, начнется и в Европе. Пройдет опьянение свободой, вседозволенностью, люди усвоют, к чему это приводит и начнется возвращение к христианским корням. Но говоря о таком возвращении, мы имеем в виду не только лишь христианские религиозные ценности мы понимаем шире те задачи, которые, как нам кажется, стоят перед европейским континентом. Поначалу, речь идет о возвращении к тем духовным основам, на которых в протяжении веков строилась жизнь людей. И в качестве только 1-го примера можно привести тему семьи. То разрушение домашнего уклада, семейных ценностей, которое на данный момент происходит в Европе, нацелено не против религии, не против христианства, а против человека и тех основополагающих ценностей, на которых строится человеческая жизнь.

С. Караганов: Согласен с Вами. Более того, практически все, что происходит сейчас в Европе, считается прогрессом, например, отношение к даме. Ушло рыцарство. Мы можем временами смеяться, но европейская культура была построена в том числе и на рыцарском отношении к даме, на понимании того, что мужчина защитник.

Митрополит Иларион: Ушли такие понятия, как материнство, отцовство.

С. Караганов: Да. И это прискорбно. Но Вы осознаете, я тоже занимаюсь историей и вполне уверен в том, что она не развивается линейно и не развивается от низшего к высочайшему, а бывает и регресс. Или бывает возвращение к корням. Европейская история, русская история полна такими примерами. Было бы весело это опровергать.

Митрополит Иларион: В окончание нашей передачи я вожделел бы напомнить о ее главной теме о заявлении, которое сделали Папа и Патриарх. Вы произнесли о том, что слова, произнесенные ими, запоздалые. Я так не считаю. Я думаю, что, естественно, они и ранее говорили и о Европе, и о христианских корнях, и о душе Европы, но говорили каждый по отдельности. Очень принципно, что сейчас эти слова прозвучали как единый голос 2-ух победителей огромных христианских Церквей.

Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *