Статьи

Пол Гуд «Бытовой патриотизм и наружняя политика Путина. «

Дискуссии об общественной поддержке внешней политики Кремля часто отталкиваются от таких нередко используемых в рамках исследований международных отношений понятий, как эффект объединения вокруг флага, либо исходят из того, что достояние патриотического вещания в русских СМИ провоцирует поддержку официального внешнеполитического курса. Но, патриотизм — коварное понятие, и далеко не очевидно, что патриотические настроения напрямую преобразовываются в поддержку внешней политики правительства. Несмотря на постоянно возраставшие за последние пятнадцать лет усилия Кремля по интенсификации патриотического воспитания, представления российских людей о патриотизме разнообразны, время от времени противоречивы и часто аполитичны. Рассмотрение понимания бытового патриотизма россиянами предоставляет возможность выявить источники и границы поддержки внешней политики Кремля.

Исследование по настоящему проекту включало в себя Шестьдесят 5 глубинных полустандартизированных интервью, проведенных с русскими гражданами в Тюмени (2014 год) и Перми (2015 год), за которыми последовали фокус-группы с госслужащими, пенсионерами и студентами в Перми. Респондентам задавали вопросы об их каждодневной жизни, о том, что означает быть патриотом Рф, об их понимании родины, о различии меж патриотизмом и национализмом, об их соображениях по поводу ностальгии по российской эпохе и 1990-м гг., также о долге патриота.

Официальный и бытовой патриотизм

Начиная с Две тысячи один года, российское правительство стало уделять особенное внимание патриотическому воспитанию с целью приготовить людей к выполнению гражданского долга в мирное и военное время. Программа делала особый упор на военное-патриотическое воспитание, включая празднование военных достижений и побед, также прославление актов героизма. Не считая того, программа предугадывала меры пропаганды патриотизма в СМИ и предлагала 10-ки мероприятий, включая мобилизацию поддержки общественных организаций, деятелей науки и правоведов. В аспектах усиления внешних вызовов воспитание патриотизма среди всех людей занимает примечательное положение в ряду правительственных ценностей. Соответственно, проект программы на 2016-2020 годы предлагает увеличение бюджета более чем на 300% — до 1,9 млрд рублей (см. График 1). Головными исполнителями гос программы являются Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство культуры, Министерство образования и науки, также Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям/Роспечать (см. в таблице 1).

Проект программы Две тысячи шестнадцать года понимает патриотизм как набор соц принципов и практик:

[Патриотизм — это] базовая направленность публичного поведения людей, выражающая высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующая понимание гражданином Рф приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества.

В отличие от этой трактовки, большая часть россиян определяет патриотизм просто как любовь к родине. Хотя по поводу того, что это означает на практике, имеются грозные разночтения, в целом патриотизм в глазах большинства видится как нечто аполитическое и очень личное. К примеру, одно из мероприятий, точно ассоциирующееся с патриотизмом организовываемые государством празднования Дня Победы Девять мая — имеет особое значение по большей части из-за того, что понесенные Российском Союзом во 2-ой мировой войне огромные утраты задели практически каждой семьи. Подчеркивая первостепенность семейных уз, участники интервью и фокус-групп указывали, что акция Бессмертный полк на парадах в День победы (в процессе которой участники несут фото собственных воевавших родственников), оказывает мощное эмоциональное воздействие как на зрителей, так и на самих участников. В то же время, представления разделились по поводу эксплуатации правительством таких символов войны, как черно-оранжевая георгиевская ленточка, в других контекстах.

Респонденты определяли патриотизм в основном исходя из убеждений места и культуры: делать свою работу, заботиться о собственных соседях и родных, не уезжать из родного города (или из Рф), сохранять русский язык и культурные традиции, преподавать и учить российскую историю. На практике понятия патриотизма и быть патриотом различаются: последний концепт имеет политическую коннотацию. Если патриотизм связан с нормативными образцами или благородными чувствами, то быть патриотом означает преданность и верность. Другими словами, патриотизм персонален, нормативен и абстрактен, в то время как быть патриотом это уже общественная политика. По правде, респонденты заметно смущались и даже волновались, когда их спрашивали, что значит быть патриотом в сегодняшней Рф. Практически в каждом случае, они уточняли, интересуюсь ли я их личным мнением или тем, как это понимают все другие.

Патриотические практики и российская наружняя политика

В процессе данного проекта исследовались те способы, которыми россияне практикуют патриотизм в своей каждодневной жизни. В некоторых случаях такие практики содержали внутри себя приемы интерпретации и оценивания. К примеру, при ответе на вопрос о значении патриотизма в сегодняшней Рф, обыденным приемом было сравнение современности с русским периодом, либо сравнение Рф с Западом. В других случаях, каждодневные практики включают такие деяния и виды активности, как потребление русских товаров.

Среди множества ассоциируемых с патриотизмом практик, выявлены два набора практик, связанных с российской внешней политикой. 1-ый набор включает оценки респондентами политики (сравнение и ностальгию). 2-ой набор касается личного деяния или субъектности (противопоставление, защиту и потребление).

Сравнение

Вне зависимости от политической ориентации респондентов сравнения с Западом служат для демонстрации нормальности Рф: она совершает те же ошибки в историческом развитии, также скучает по поводу прошедшего, стремится к тем же универсальным целям и ценностям. Некоторые респонденты даже выразили озабоченность относительно того, что россияне недостаточно патриотичны по сравнению с янки или украинцами. Но во время 2-ой серии интервью респонденты (в особенности, пенсионеры и городские служащие) начали подчеркивать нормальность культурных различий меж коллективистской Россией и индивидуалистическим Западом.

Ностальгия

В сегодняшней Рф ностальгия поначалу нацелена на позднесоветский период до Одна тысяча девятьсот восемьдесят 6 года, и более конкретно, на опыт российской молодежи в отношении стиля, моды или китча. Для обладающих опытом российской жизни представителей старших поколений ностальгия находит свое выражение в воспоминаниях о таких общественных и коллективных делах, как роль в пионерских организациях, производственных бригадах или в столичной олимпиаде Одна тысяча девятьсот восемьдесят года. Респонденты часто выражали миропонимание, что ностальгия по русскому прошлому не имеет политической составляющей, хотя в фокус-группах она сыграла свою роль в оценках социальной политики страны.

Несколько иную картину дает исследование российской молодежи. Как показали интервью в фокус-группах со студентами российских институтов, ностальгия по русским временам запускает различные нарративы: через розовые очки студенты видят, что у россиян было функционирующее правительство, гарантированное трудоустройство, классное образование, соц капитал, безопасность и уважение, высокий животрепещущий уровень при низких ценах. Для всех поколений ностальгия связана с понятиями нормальности, и сейчас нормальность определяется через данные нарративы российского прошедшего. В отличие от более амбивалентной практики сравнения, ностальгия наращивает представления о Рф как имеющей свой собственный путь и отдельный от Запада путь.

Противопоставление

Для тех, кто скептически относится к правительству, быть современным патриотом означает рассматривать в качестве врагов США, НАТО и Запад в целом. Как выразился один из респондентов, общее понимание патриотизма состоит в переходе к мировоззрению, согласно которому мы окружены врагами. Мы могли бы делать что-то не нехорошее или благородное, но они нам мешают[1]. Противопоставление необязательно должно принимать форму войны; оно истолковывается резвее как защита, нежели как злоба. Для большинства противопоставление Западу это достойный ответ на западные санкции (поддержка импортозамещения[2]) и на вмешательство Запада в дела Украины (помощь беженцам или Донбассу). Противопоставление оправданно из-за неправомерных действий союзников из стран Запада (более недавний пример — Турция), злобным изображением Рф западной пропагандой и в целом восприятия поведения Запада в истории его отношений с Россий как высокомерного и эксплуататорского. Далее, респонденты оправдывают противопоставление как патриотическую практику в связи с существенными (и потенциально непримиримыми) культурными различиями меж коллективистской Россией и индивидуалистическим Западом.

Стоит отметить, что противопоставление как практика плавно переходит с внешних на внутренних врагов. Некоторые из тех, кто поддерживает режим, изображают оппонентов в качестве пятой колонны или агентов воздействия. Вместе с тем, фактически все респонденты охарактеризовали роль в политике как противоречащее патриотизму: если патриотизм является индивидуальной и настоящей любовью к родине, то политики пробуют крутить этой любовью и искажают ее в собственных целях. Для многих затягивание поясов в эру вызванного санкциями импортозамещения означает, что бюрократы и политики не имеют права ездить за границу или владеть забугорными активами.

Защита

В качестве патриотической практики защита является расхожей и, в то же время, различной. В интервью защита ассоциируется с рядом объектов родиной, правительственными интересами, русскими рынками, экологией, исторической памятью и т.д.. В этом смысле защита резвее абстрактный принцип, который зависит от восприятия угрозы. Естественно, некоторые респонденты считали, что существует ровненькая внутренняя угроза, расширяя понятие за счет защиты родины от вражеских агентов. Один респондент отметил: Я не знаю забугорных агентов, но, я уверен, что они есть. Не зря о их молвят [в СМИ][3]. Чаще респонденты ассоциировали патриотизм с конституционным долгом защищать страну (можно отметить, это был один из тех редких случаев, когда Конституцию упоминали в обсуждениях о патриотизме), при всем этом вне зависимости от того, служили ли они в армии.

Потребление

В то время как респонденты практически игнорировали потребление в качестве патриотической практики в Две тысячи четырнадцать году, его стали все чаще упоминать к концу Две тысячи пятнадцать года. Благодаря этой практике можно представить себе масштабы воздействия распространяющегося публичного дискурса касательно санкций, импортозамещения и экономического кризиса. Респонденты говорили о покупке местных и российских продуктов в целом, но многие с трудом могли привести определенные примеры.

Механизмы патриотического упрощения

Патриотизм сложное понятие, хотя большая часть людей интуитивно ожидают от него простоты. В фокус-группах дискуссии не раз достигали той точки, когда участники отмечали, что понимание патриотизма перегружено и выходит за границы здравого смысла. В эти моменты они добивались, чтобы их группа была более разборчива в выборе того, что называть патриотичным. Аналогично этому, наружняя политика также сложна и противоречива, но с какого-то момента патриотические граждане вытесняют сложное понимание, задействуя разные когнитивные стратегии.

Некоторые граждане упрощают внешнюю политику средством персонификации: они обрисовывают таких известных политических деятелей как Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, министр обороны Сергей Шойгу и министр забугорных дел Сергей Лавров как любящих родину людей и считают, что их деяния сводятся к этой любви. Городские служащие в основном склонны к персонификации; при всем этом она нередко выливается в прямое обвинение забугорных стран (в особенности Запада и США). В соответственной перепалке один из участников фокус-группы воскликнул: Большая часть страны поддерживает [Путина]. Когда мы говорим Крым наш, мы даем Америке то, что она заслуживает Это вдохновляет. Связь патриотизма с семьей также нашла свое выражение через неприятие гомосексуальности как заболевания Запада, угрожающей семейным ценностям в Рф.

Другие прибегают к упрощениям средством назначения виновных: внешнеполитические препядствия объясняются нехорошим следствием близорукости или неправомерных действий других государств. В итоге, Россия ограничена в собственных возможностях поступать как следует в международных делах. В групповой дискуссии пенсионеры были в основном склонны участвовать в определении виновников, выражая наибольшую озабоченность американской мягкой силой и выдуманным намерением Америки разобщить российское общество. Они также выразили негодование убийством российских летчиков Турцией и возмутились ее очевидной для их неспособностью извлекать уроки из истории. В то же время они выразили желание положить конец информационной войне, дойдя в этом стремлении до призыва к закрытию всех политических СМИ.

Упрощение также может осуществляться средством экстернализации, при которой интуитивное понимание патриотизма и морали связывается с ролью страны в международных отношениях. Почти всегда, это предполагает ностальгию по русскому периоду и сравнения с представлениями о мировой политике времен юношества. Как съязвил один из респондентов как патриот я не знаю гимна Рф. Но я знаю гимн СССР, который я выучил в школе[4]. Студенты были склонны к экстернализации, оценивая нынешнее положение дел в согласовании с русскими достижениями во внутренней и внешней политике. Вместе с тем, студенты также были склонны увязывать ностальгию по русскому прошлому с современными формами потребления. В рамках дискуссии в фокус-группе это привело к оживленному спору о российских товарах и продуктах как знаках гос гордости; в конечном итоге борщ как украинское блюдо похоже был отвергнут в пользу пельменей. Студенты также выделили гуманитарную помощь (Восточной Украине и другим регионам) в качестве свидетельства восстановления роли Рф в международных делах до уровня СССР. В то же время они были еще лучше осведомлены о конституционной структуре страны и формальных свойствах его институтов, считая, что политически активные граждане полезны Рф.

Заключение: от патриотических практик к подотчетности политики

Стоит навести внимание на те разновидности связанных с патриотизмом практик и опорных точек, которые не были упомянуты в качестве имеющих отношение к внешней политике. Религия и православие не были отмечены в данном контексте практически никогда. Несмотря на популяризацию понятия Новороссия на городском и медийном уровнях, о царском периоде в связи с патриотической практикой упомянули только очень немногие респонденты. Также стоит отметить, что этнический национализм, часто фигурировавший в дискуссиях о патриотизме, время от времени находился, но, в оценках внешней политики или политики Кремля в отношении Украины. В конце концов, в контексте внешней политики никогда не упоминалась коррупция, хотя респонденты с неодобрением воспринимали, по их мнению, имеющее место рвение элиты путешествовать за предел и отправлять собственных детей жить и учиться за границей. Тот факт, что эти разные практики не упоминались в процессе интервью и фокус-групп, поразительно диссонирует с концептуализациями российской внешней политики западными специалистами и СМИ, нередко приравнивающими поддержку Путина к более или менее единогласной поддержке политики Кремля и обоснований им своей собственной политики.

В целом, три проанализированных выше механизма патриотического упрощения опираются на оценочные практики сравнения и ностальгии. Но они имеют различное воздействие на те способы, которыми социальные группы на их реагируют: в среде городских служащих защита просто преобразуется в персонификацию, противопоставление в назначение виновных среди пенсионеров, и потребление переходит в экстернализацию среди студентов (см. в таблице 2).

Каждый механизм при всем этом варьируется через призму трудности подотчетности внешней политики. Сочетание защиты и персонификации, по сути, дает российскому управлению карт-бланш; может быть, разумно что эти практики более характерны для городских служащих. Композиция противопоставления и назначения виновных трансформируется в поддержку внешней политики пенсионерами, но с большей степенью скепсиса и недоверия к СМИ. В конце концов, потребление и экстернализация влекут за собой применение огромных нормативных стандартов поведения в международных делах и их увязывание с внутренним потреблением. Тот факт, что последняя композиция более характерна для современных студентов, означает, что за российской внешней политикой может быть в основном глядит молодое поколение. Разумно, что это поколение, являющееся целевой аудиторией Гос программы патриотического воспитания, также в основном знакомо с формальной структурой и деятельностью городских институтов. При всем этом данное поколение также почти всегда выражает свой патриотизм средством потребления, и можно ожидать, что оно может быть будет чувствительным к последствиям долгого экономического спада потребления в стране. Как надо, судьба сегодняшних студентов после окончания институтов, должно быть, очень интересна Кремлю.

Таблица 1. Издержки на Государственную программу патриотического воспитания в 2001?2020 гг. (миллионы рублей)

Получатели

2001-2005

2006-2010

2011-2015

2016-2020

Министерство обороны

9.73

27.55

43.3

204.6

Министерство по чрезвычайным ситуациям

0.6

35.5

27.7

200

Министерство культуры /

Роскультура и Росархив

32.45

82.2

140.35

519.1

Министерство образования и науки и Росмолодежь

46.11

129.25

140.1

699.1

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям/Роспечать

23.5

17.5

138.5

123.4

Таблица 2. Динамика патриотического упрощения

Патриотические практики

Патриотическое упрощение

Категория

Подотчетность политики

Защита

Персонификация

Городские служащие

Наименьшая

Противопоставление

Назначение виновных

Пенсионеры

Неустойчивая

Потребление

Экстернационализация

Студенты

Большая

График 1.Бюджет Гос программы патриотического воспитания в 2001-2020гг. (миллионов рублей)

Пол Гуд "Бытовой патриотизм и внешняя политика Путина. "

Полевое исследование по настоящему проекту получило финансовую поддержку в рамках исследовательского гранта программы Фулбрайта. Ответственность за все ошибки и пропуски лежит на создателе. Создатель благодарен Екатерине Семушкиной (Тюмень) и Валерии Уманец (Пермь) за их бесценную помощь в исследовании, также медику Олегу Владиславовичу Лысенко и его команде в Пермском городском гуманитарно-педагогическом институте за предоставление помещений и модерирование фокус-групп.

ПОНАРС Евразия

[1] Респондент 190459.

[2] Фактически все респонденты считали, что эмбарго на европейские сельскохозяйственные продукты являлось частью западных санкций, а не ответом Кремля на их.

[3] Респондент 110523.

[4] Респондент 164357.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *