Статьи

«По-моему, нас кинули»: какой видел постмайданную Украину Кузьма Скрябин

Память о покойном украинском музыканте в один момент сблизила сторонников совершенно разных политических взглядов.

На днях Украина вспоминала известного музыканта Андрея Кузьменко, победителя группы «Скрябин», который погиб два года назад вавтокатастрофе.

Читая многочисленные посты итексты, посвященные памяти Кузьмы, я вдруг поймал себя намысли отом, что его оплакивают люди диаметрально оборотных политических взглядов— украинские националисты ипринципиальные противники Евромайдана, сторонники «АТО допобедного конца» ияростные противники глуповатой кровавой войны.

«По-моему, нас кинули»: какой лицезрел постмайданную Украину Кузьма Скрябин

Все эти такие разные украинцы очевидно находят втворчестве «Скрябина» что-то близкое исвое— что очень нехарактерно длянашей страны, которая так ине смогла выработать зачетверть века объединяющую национальную идею, общие длявсех маркеры культурно-исторических ценностей.

Этот феномен кажется тем более необыкновенным, если вспомнить отом, что Андрей Кузьменко никогда непримерял насебя тогу духовного победителя цивилизации, чем, так увлекается Святослав Вакарчук, фронтмен группы «Океан Эльзы», которая активно занималась музыкальным сопровождением Майдана.

В песнях «Скрябина» практически небыло выспреннего пафоса ислащавого морализма, который, какубедительно показывает наша жизнь, фактически всегда оказывается наповерку пустым илживым.

Напротив, Кузьма, который пережил вюношестве увлечение панк-музыкой, сознательно примитизировал многие свои тексты, предпочитая говорить осерьезных общественных проблемах нарочито обыденным, простонародным языком— так, какбудто он глядит нажизнь глазами обыденного, «пересічного» украинца. Что делало его взгляд актуальным, острым, аглавное— понятным иблизким длясоотечественников.

Выходец изблагополучной российской семьи, Кузьма еще вдетстве ездил вБолгарию, Польшу, ав студенческие годы пожил некоторое время вБерлине, «вписавшись» вбогемной квартире германских марксистов, ивпитывая всебя скептицизм ибунтарские мотивы европейской контркультуры. Может быть, непосредственно это сформировало унего широкие взгляды намир, совершенно чуждые шароварным стандартам хуторянского мещанства.

Кузьма писал свои стихи наукраинском языке, ноникогда нескрывал собственных симпатий крусскоязычной рок-музыке, исам пел сдрузьями песни Виктора Цоя, которые досих пор считает своими каждое новое поколение украинцев.

Критика родной страны никогда небыла длянего табу. Еще всамом начале 90-х годов, когда украинские патриоты радовались вожделенной независимости, астрана стремительно погружалась впучину кризиса, этот паренек изпровинциального западноукраинского Новояворовска написал горькую песню обокружавшей его реальности. Годы спустя ханжи изЛьвовского облсовета запретили ставить ее нарадио, посчитав стихи Кузьменко антиукраинской пропагандой.

Бiдна i соплива, брудна i нехлюйна,
Гидка i зрадлива, бридка i згубна.
Тi слизькi вокзали, нагубах пiна,
Злодiї, бомжари, то вона— Україна…
Вулицi, як нори, зрубанi дерева,
Нацики-герої, то вона— Україна…
Бiлi мерседеси, жовтi запорожцi,
Чия то вина, що то є Україна?..

«По-моему, нас кинули»: какой лицезрел постмайданную Украину Кузьма Скрябин

Слушая это, можно понять, какмало поменялась запоследние 20 5 лет наша жизнь— пускай даже внее вошел интернет, евроремонт, аксессуары, суши-бары ихипстерские примочки. Стихи Кузьмы исегодня выразили бы настроения многих наших сограждан— ведь описанное вних только усугубилось запрошедшие годы.

Это умение говорить неприятную правду, указывая напроблемы, которые обычно предпочитают незамечать наши патриотические музыканты, всегда являлось знаковым качеством победителя группы «Скрябин», несмотря нато, что он недавал украинцам никаких рецептов чудесного спасения.

Кузьменко шел вполитику только длятого, чтобы заработать средства напредвыборных кампаниях нуворишей— иникогда этого нескрывал. Он активно занимался музыкальным заробитчанством, рекламируя подсвоим именованием все— отсомнительной ипотеки доводки исемечек.

Он невступал вконфликты с «профессиональными украинцами» ипринимал роль внекоторых культурных проектах национал-патриотического толка, озвучив старую лемковскую песню «Пливе кача»— которая, кстати, сначала являлась антивоенной народной песней. Но, этот такой обыденный длянас, глубоко украинский конформизм слихвой компенсировался смелостью его текстов.

По-мойому, чувак, нас кинули
Як лохів розвели заспинами,
Діла свої зробили, злили нас,
Мене з тобою разом вунітаз

Эти слова песни схарактерным заглавием «Кинули» были спеты Кузьмой поитогам Оранжевой революции, отражая общее разочарование миллионов обманутых «мессиями» людей, которые так весело танцевали в2004 году подмузыку давно забытой сейчас группы «Гринджоли».

А слету после победы Евромайдана, когда музыкальная общественность пребывала впатриотической эйфории, которая покрыла даже российских ибелорусских музыкантов, иСергей Михалок пел о «воинах света», аДмитрий Ревякин поэтизировал «команданте Яроша», циник Кузьма смотрел наситуацию трезвее многих других.

«Де правду шукати, если брат набрата, я желаю тут жити, ане стріляти»,— пел он вфеврале Две тысячи четырнадцать года, предупреждая проугрозу гражданской войны. И прямо указывал назакулисных выгодоприобретателей видного киевского протеста.

Історію пишуть чужими руками
Ті, що неходять стояти наМайдани.
Пишуть, залишаючи чужої крові плями
Пишуть занаглухо закритими дверями.

«По-моему, нас кинули»: какой лицезрел постмайданную Украину Кузьма Скрябин

Тогда, впору кровавой концовки Майдана, Кузьма незнал, что судьба отпустила ему всего только чуть менее года жизни. Но заэтот небольшой срок он успел написать слету три песни, которые досих пор можно считать самыми антивоенными произведениями современной музыкальной культуры.

Да, Кузьма участвовал вдежурных патриотических мероприятиях, собирал средства наАТО иприветствовал деяния националистических добровольцев— словом, делал все то же, чем занимались все другие украинские музыканты. Но, его песня схарактерным заглавием «-війна» звучала, какоткровенная «зрада», вызывая недовольство икритику патриотической публики:

Я нехочу вбивати, я желаю любові,
Але ти мої руки замазала кров’ю,
Навчила чуже життя відбирати—
І прицьому радіти, ане ридати.
Ти зігнала мене із дивана вокопи,
Телевізор мені замінила прицілом,
І задень я старію, ніби зароки,
За що ти із мене звірюку зробила?..

Еще одна песня, подназванием «Українці», очень приемлимо обрисовывала суть военного конфликта навостоке страны, который давно превратился ввыгодный бизнес дляукраинских элит, захвативших власть поитогам Евромайдана:

Прийшла війна нанашу землю, люди,
В яку рік тому ще невірив ніхто.
Пускає вземлю кров, стискає груди—
Одним— війна, а іншим— АТО.
І продають чуже життя спокійно—
Чин невисокий як дешевий продукт.
І дерибанять нашу бідну країну
І нас із нею, як курей набазар.

«По-моему, нас кинули»: какой лицезрел постмайданную Украину Кузьма Скрябин

В конце концов, последние стихи Андрея Кузьменко, известное «Письмо президентам», написанные фактически накануне его погибели, представляют собой такую жесткую поэтическую критику украинской власти, что это породило популярную внароде теорию заговора, согласно которой Кузьма был убит попрямому приказу «сверху», вспециально подстроенной автокатастрофе.

При всем этом, стоит особо отметить, что эта песня «Скрябина» винит ввойне нетолько нынешних правителей Украины, носразу всех ее победителей периода независимости— подразумевая, что сегоднящая трагедия является прямым следствием развития национал-патриотического капитализма, который вел нас кэтому все прошлые четверть века.

На данный момент многие украинцы часто цитируют эту последнюю песню Андрея Кузьменко, констатируя, что ее актуальность ипопулярность постоянно растет. Это очень особенно длясовременной украинской музыки, которая так ине выдала затри года войны ниодной, по-настоящему народной песни, вопреки всем потугам Жадана, Скрипки илитого же Вакарчука— так что участники АТО досих пор поют вокопах «афганские» песни илисоветский рок.

И популярность Кузьмы, футболки скоторым, согласно сообщениям СМИ, досих пор продаются набазарах Донецка иЛуганска, в один момент становится объединяющим фактором дляразделенных линией фронта украинцев. Ведь все они видят вего песнях такую подходящую ивостребованную на данный момент критику опостылевшей всем войны инаживающихся наней мерзавцев. Горькую реальность нашей жизни, поменять которую можно только общими усилиями Запада иВостока.

Создатель: Андрей Манчук

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *